Вводный курс

для всех типов СФМ
Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма
Академия комплаенс.
Алматы 2021 ©. Все права защищены.
Введение
Добро пожаловать в наш вводный курс по ПОДФТ!

Перед тем, как вы начнете курс, несколько рекомендаций, как получить максимум пользы от обучения в Академии комплаенс. Обязательно вступите в Группу по ПОДФТ в Facebook для студентов и выпускников Академии комплаенс.

Если в процессе обучения у вас будут возникать вопросы, смело задавайте их в группе. Команда Академии комплаенс, другие студенты и выпускники помогут вам. Используйте группу для обсуждения интересных вопросов. В группе много опытных практиков, которые поделятся с вами своим опытом.

Для закрепления материала курса и проверки ваших знаний материала мы разработали тест. Если вы правильно ответите на все вопросы теста, мы выдадим вам сертификат Академии комплаенс.

Курс распространяется бесплатно.

Если у вас будут вопросы по работе с курсом, напишите нам (в правом нижнем углу форма для связи) и мы обязательно вам поможем.

Спасибо, что вы выбрали нас и удачи на курсе!
Вводный курс по ПОДФТ предназначен для всех видов субъектов финансового мониторинга (СФМ) и будет полезен всем лицам, вовлеченным в работу по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОДФТ) - от владельцев (учредителей, участников, акционеров) бизнеса до топ-менеджмента (первых руководителей, участников органов управления и исполнительных органов) и работников различных подразделений (менеджеров по работе с клиентами, специалистов по безопасности, комплаенс-контролю и т.д.).

Вводный курс состоит из следующих основных разделов:

1. Основные понятия по ПОДФТ

2. Основы международной системы ПОДФТ

3. Основные обязанности СФМ по ПОДФТ

4. Ответственность за нарушение законодательства по ПОДФТ


1. Основные понятия ПОДФТ
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, (ОД) - вовлечение в законный оборот денег и/или иного имущества, полученных преступным путем, посредством совершения сделок в виде конверсии или перевода имущества, либо владение и использование такого имущества, сокрытие или утаивание его подлинного характера, источника, места нахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежности, а равно посредничество в легализации денег и/или иного имущества, полученных преступным путем.
Финансирование терроризма (ФТ) - предоставление или сбор денег и/или иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера, а также дарение, мена, пожертвования, благотворительная помощь, оказание информационных и иного рода услуг либо оказание финансовых услуг физическому лицу либо группе лиц, либо юридическому лицу, совершенные лицом, заведомо осознававшим террористический характер их деятельности либо то, что предоставленное имущество, оказанные информационные, финансовые и иного рода услуги будут использованы для осуществления террористической деятельности либо обеспечения террористической группы, террористической организации, незаконного военизированного формирования.
Подозрительная операция – операция клиента (включая попытку совершения такой операции, операцию, находящуюся в процессе совершения или уже совершенную операцию), в отношении которой возникают подозрения о том, что деньги и/или иное имущество, используемые для ее совершения, являются доходом от преступной деятельности, либо сама операция направлена на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма либо иную преступную деятельность.
Предикатное преступление – преступление, предшествующее отмыванию денег, в результате которого получены преступные доходы. Примерами предикатных преступлений являются коррупционные преступления; налоговые преступления; участие в организованных преступных группах и рэкет; мошенничество, подлог, вымогательство; присвоение или растрата (хищение) чужого имущества; грабеж или кража; контрабанда; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконная торговля оружием; подделка и контрафакция продукции; торговля людьми и незаконная миграция; похищение людей, незаконное лишение свободы и захват заложников с целью выкупа; терроризм, финансирование терроризма.
Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения государственными органами, органами местного самоуправления или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и/или иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству.
Уполномоченный орган - Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КФМ), осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Законом ПОД/ФТ
Финансовый мониторинг - совокупность мер по сбору, обработке, анализу и использованию сведений и информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, осуществляемых уполномоченным органом и субъектом финансового мониторинга в соответствии с Законом ПОД/ФT.
На сайте Академии комплаенс размещена База знаний, которая содержит полезные материалы по ПОДФТ.
Бенефициарный собственник - физическое лицо, которому прямо или косвенно принадлежат более двадцати пяти процентов долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций клиента - юридического лица, а равно физическое лицо, осуществляющее контроль над клиентом иным образом, либо в интересах которого клиентом совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом.
Иностранное публичное должностное лицо - лицо, назначаемое или избираемое, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном, судебном органах или вооруженных силах иностранного государства; любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства; лицо, занимающее руководящую должность в организациях, созданных странами на основе соглашений, которые имеют статус международных договоров.

2. Основы международной системы ПОДФТ
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)
(англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)
Наибольшее влияние на развитие международной системы ПОД/ФТ оказывает Межправительственная организация под названием FATF (ФАТФ - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

ФАТФ устанавливает международные стандарты ПОДФТ (рекомендации ФАТФ), обязательные для исполнения всеми странами-членами ООН.

Соблюдение странами Рекомендаций ФАТФ обеспечивается через механизм взаимных оценок, которые проводятся на регулярной основе ФАТФ, а также региональными организациями (группами) по типу ФАТФ.

В целях защиты международной финансовой системы от рисков ОД/ФТ и содействия более полному соответствию национальных режимов международным стандартам ПОДФТ, ФАТФ на регулярной основе определяет перечень юрисдикций со стратегическими недостатками(несоответствиями Рекомендациям ФАТФ), и проводит с ними работу по устранению данных недостатков.
Перечень юрисдикций со стратегическими недостатками размещается в публичных заявлениях ФАТФ и условно подразделяется на так называемые «черный» и «серый» списки.

В «Чёрный» список включаются высокорисковые юрисдикции, в отношении которых ФАТФ призывает применить контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от рисков ОД/ФТ, исходящих от данных юрисдикций.

В настоящее время в «черный» список включены две страны – Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).

В «Серый» список включаются юрисдикции, имеющие стратегические недостатки в сфере ПОД/ФТ и находящиеся в связи с этим на усиленном мониторинге ФАТФ по специальному плану действий.

По состоянию на октябрь 2020 года в «серый» список входят Албания, Багамы, Барбадос, Ботсвана, Камбоджа, Гана, Ямайка, Маврикий, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Сирия, Уганда, Йемен, Зимбабве.

Включение в списки ФАТФ негативным образом сказывается на международном имидже страны и влечет за собой сокращений инвестиций и ограничение финансовых операций со стороны иностранных государств и компаний, затрудняет доступ на международные рынки как правительству, так и частным лицам такой страны.

Государствами-участниками ЕАГ являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 15 государствам и 22 международным и региональным организациям.
Казахстан не является членом ФАТФ, но с 2004 года является членом ЕАГ.

Взаимные оценки Казахстана на предмет соответствия Рекомендациям ФАТФ проводит ЕАГ. Последняя оценка Казахстана была проведена ЕАГ в 2011 году. Очередная оценка запланирована на 2021 год.
КФМ с 2011 года является членом Международной Группы Подразделений Финансовой Разведки «Эгмонт», а с 2012 года – членом Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников Содружества Независимых Государств (СРПФР СНГ).

Группа «Эгмонт» и СРПФР СНГ предназначены для оперативного обмена информацией между подразделениями финансовых разведок по всему миру.

3. Основные обязанности СФМ по ПОДФТ
Основными обязанностями СФМ по ПОДФТ являются:

1. Надлежащая проверка клиентов.

2. Выявление пороговых и подозрительных операций и направление соответствующих сообщений в КФМ.

3. Замораживание активов.

4. Разработка и применение правил внутреннего контроля;

5. Хранение документов.

Соблюдать указанные мероприятия необходимо для предотвращения вовлечения СФМ в процессы ОД/ФТ, а также содействия возможному расследованию КФМ и правоохранительных органов.

Надлежащая проверка клиентов (НПК)
Требования по НПК сформулированы в статьях 5, 6, 7 и 8 Закона о ПОД/ФТ. Статьей 9 Закона о ПОДФТ предусмотрены специфические требования по надлежащей проверке при установлении корреспондентских отношений с иностранным финансовым учреждением, которые относятся в первую очередь к банкам.

Базовые требования по НПК, указанные в статье 5 Закона о ПОДФТ, включают в себя:

1) идентификацию и верификацию (проверку достоверности сведений) клиента – физического или юридического лица;

2) выявление бенефициарного собственника и его идентификацию;

3) установление цели и характера деловых отношений с клиентом;

4) проверку деловых отношений и изучение операций клиента.
Идентификация и верификация клиента является основным из указанных требований и заключается в установлении личности клиента и проверке достоверности данных о клиенте с помощью документов или сведений из различных независимых источников.
Мы рекомендуем использовать платформу UCompliance, с помощью который вы проверите клиентов по перечням КФМ и спискам ИПДЛ за 1 секунду. Это намного удобнее и надёжнее проверки клиентов в экселе.
Ключевым условием идентификации клиента согласно статьям 6 и 7 Закона о ПОДФТ является ее проведение до установления деловых отношений или проведения операции, подлежащей финансовому мониторингу, соответственно.

Под деловыми отношениями в Законе о ПОДФТ понимаются отношения с клиентами, возникающие в процессе осуществления субъектом финансового мониторинга профессиональной деятельности. В данном случае имеются в виду отношения по предоставлению клиенту услуг. Операциями, подлежащими финансовому мониторингу, в соответствии с Законом о ПОДФТ являются пороговые и подозрительные операции.
Исключения для общего правила по идентификации клиента . Меры НПК не применяются СФМ в следующих случаях:
1
Проведение разовых операций:
при осуществлении неидентифицированными владельцами электронных денег - физическими лицами операций по приобретению и использованию электронных денег, не превышающих сумму, предусмотренную пунктом 4 статьи 44 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах»
2
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по зачислению денег на банковский счет физического лица либо проведению платежа в пользу поставщика услуг посредством оборудования (устройства), предназначенного для приема наличных денег, если сумма такой операции не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге;
3
при осуществлении клиентом безналичного платежа или перевода денег без использования банковского счета, если сумма такого платежа или перевода денег не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;
4
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по покупке, продаже или обмену наличной иностранной валюты в обменном пункте, если сумма такой операции не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;
5
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции с использованием платежной карточки, не являющейся средством доступа к банковскому счету такого клиента, если сумма такой операции не превышает 200 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 тенге;
6
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по оплате задолженности в рамках исполнительного производства в пользу государственных органов посредством оборудования (устройства), предназначенного для приема наличных денег;
7
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по покупке ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу, если сумма такой операции не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;
8
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по покупке аффинированного золота в слитках через обменные пункты, если сумма такой операции не превышает 500 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;
9
при осуществлении клиентом - физическим лицом операции по оплате страховой премии по договору страхования, если сумма такой операции не превышает 100 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции;
10
Открытие счета
при открытии счета физическим лицам в системе центрального депозитария ценных бумаг для целей приобретения государственных ценных бумаг и приобретения ценных бумаг субъектов квазигосударственного сектора, если сумма совершаемой операции с такими ценными бумагами не превышает 500 000 тенге либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 500 000 тенге, за исключением случаев совершения клиентом подозрительной операции
11
Выдача микрокредита
при предоставлении организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, микрокредитов в безналичной форме, если сумма микрокредита не превышает 150 000 тенге.
Выявление бенефициарного собственника требуется, в первую очередь, в отношении юридических лиц (ЮЛ). Для выявления бенефициарного собственника ЮЛ необходимо установить структуру собственности и управления такого ЮЛ на основании учредительных документов, реестра держателей акций юридического лица либо сведений, полученных из других источников.
Если, в результате принятия указанных мер бенефициарный собственник ЮЛ не выявлен, то допускается признание бенефициарным собственником первого руководителя такого юридического лица.
Бенефициарный собственник - физическое лицо, которому прямо или косвенно принадлежат более двадцати пяти процентов долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций клиента - юридического лица, а равно физическое лицо, осуществляющее контроль над клиентом иным образом, либо в интересах которого клиентом совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом.
Установление цели и характера деловых отношений с клиентом заключается в определении потребностей клиента в получении услуг СФМ и их соответствии профилю клиента, т.е. сведениям о характере деятельности клиента (социальный статус, профессия – для физического лица; вид бизнеса и текущее финансовое состояние – для юридического лица).
Проверка деловых отношений и изучение операций клиента заключается в постоянном мониторинге состояния отношений с клиентом, т.к. НПК является не разовой акцией в виде однократной идентификации клиента, а постоянным процессом по проверке соответствия характера совершаемых клиентом операций его риск-профилю.

Проводимые надлежащим образом проверка деловых отношений и изучение операций клиентапомогают СФМ вовремя выявлять операции, подлежащие финансовому мониторингу, т. е. пороговые и подозрительные операции.

Характер и степень мер НПК зависят от уровня риска клиента. При низком риске СФМ вправе применять упрощенные меры НПК, а при высоком риске СФМ обязан применять усиленные меры НПК.
Упрощенные меры НПК заключаются в следующем:

1. Сокращение частоты обновления идентификационных данных по клиенту;
2. Сокращение частоты проверки деловых отношений и изучения операций, осуществляемых клиентом;
3. Определение целей и характера деловых отношений на основе характера операций.

Если у СФМ имеются основания полагать, что целью деловых отношений либо совершаемой клиентом операции является ОД и/или ФТ - упрощенные меры НПК не применяются.
Усиленные меры НПК заключаются в применении в дополнение к стандартным процедурам НПК следующих мер:
1. Установление причин запланированных или проведенных операций;
2. Увеличение количества и частоты проверок и выявления характера операций, которые требуют дальнейшей проверки;
3. Получение сведений о роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операций;
4. Получение разрешения руководящего работника организации на установление, продолжение деловых отношений с клиентами.

Выявление пороговых и подозрительных операций
Направление сообщений в КФМ

Обязанность СФМ сообщать в КФМ о пороговых и подозрительных операциях предусмотрена статьями 4, 10 и, частично, 13 Закона о ПОД/ФТ.
Пороговые операции
В основе фокуса работника СФМ - сумма операции. Пороговые операции могут быть в наличной или безналичной форме. Суммы для мониторинга порогов определены в законе о ПОДФТ (ст. ХХХ), от трех миллионов тенге (выигрыш в игорном заведении и лотереи) до двухсот миллионов тенге (сделки с недвижимым имуществом).


в зависимости от характера подлежат финансовому мониторингу в наличной или безналичной форме. Суммы по различным пороговым операциям являются разными, от трех миллионов тенге (выигрыш в игорном заведении и лотереи) до двухсот миллионов тенге (сделки с недвижимым имуществом).
Подозрительные операции подлежат финансовому мониторингу независимо от формы их осуществления и суммы, на которую они совершены либо могут или могли быть совершены.

Обязательными основаниями для изучения СФМ совершаемых клиентом операций и фиксирования результатов такого изучения в соответствии являются:

1) совершение клиентом сложной, необычно крупной либо не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели операции с деньгами и (или) иным имуществом;

2) совершение клиентом действий, направленных на уклонение от НПК и (или) финансового мониторинга;

3) совершение клиентом операции с деньгами и (или) иным имуществом, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных преступным путем;

4) совершение операции с деньгами и (или) иным имуществом, участником которой является лицо, зарегистрированное (проживающее) в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, а равно с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (территории).
Операции признаются подозрительными СФМ в соответствии с программами реализации правил внутреннего контроля СФМ или если в результате изучения операций у СФМ имеются основания полагать, что операции клиента связаны с ОД или ФТ.

Финансовому мониторингу также подлежат операции клиента, имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам ОД/ФТ, утверждаемым КФМ и размещаемым им на своем интернет-ресурсе.
Сообщения об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, направляются в КФМ электронным способом в формате XML и в порядке, предусмотренном Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаков определения подозрительной операции, утвержденными приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 сентября 2020 года №938.
Сообщения направляются в КФМ в следующие сроки:
  • По пороговой операции
    Не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции
  • По операции, признанной подозрительной до ее проведения
    Незамедлительно, до ее проведения
  • По операции, признанной подозрительной после ее проведения
    Не позднее двадцати четырех часов после признания ее подозрительной.При этом разница между временем совершения операции и временем признания такой операции подозрительной не может превышать промежуток времени, определяющий частоту изучения операции клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля СФМ
  • По операции, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам ОД/ФТ, утвержденным КФМ
    не позднее рабочего дня, следующего за днем признания операции, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам, способам ОД/ФТ и фиксирования результатов такого признания.
Работникам СФМ запрещено информировать клиентов и иных лиц о формах и методах осуществления финансового мониторинга и внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, включая направление сообщений в КФМ.

Замораживание активов
Требование по замораживанию предусмотрено статьей 13 Закона о ПОДФТ и заключается в необходимости принятия мер по ограничению доступа к финансовым ресурсам и иным активам лиц и организаций, включенных в Перечни (перечни организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма). Перечни составляются и обновляются КФМ, и размещаются на его интернет-ресурсе.
Мы рекомендуем использовать платформу UCompliance. Все нужные списки в одном месте (КФМ, ООН, ОФАК, ЕС). Плюс список ИПДЛ, которого нет на сайте КФМ.
Меры по замораживанию не применяются в отношении следующих операций по договорам, заключенным с СФМ до включения лица в перечень:

1) продления сроков банковского вклада;

2) списания и перечисления денег с банковского счета лица, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в счет погашения обязательств по договорам банковского займа, лизинга или договору о предоставлении микрокредита.

В частности, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные товарищества должны отказать в выдаче микрокредита и (или) в предоставлении иных услуг такому лицу. Небанковские обменные пункты должны отказать в проведении обменной операции. Платежные организации должны отказать в оказании платежных услуг, включая отказ в приеме наличных денег для осуществления платежа без открытия банковского счета, отказ в приеме и обработке платежей, совершаемых с использованием электронных денег, отказ в оказании процессинговых услуг и т. д.

Субъекты финансового мониторинга обязаны принять меры по замораживанию не позднее одного рабочего дня с даты получения информации о том, что КФМ включил организацию или физическое лицо в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма.

Период замораживания является бессрочным - до момента исключения организации или лица из перечня

Субъекты финансового мониторинга обязаны предоставлять в КФМ сообщения о мерах по замораживанию не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения (совершения действия).

Разработка и применения правил внутреннего контроля
Требование по осуществлению субъектами финансового мониторинга внутреннего контроля в целях предотвращения ОД и ФТ предусмотрено статьей 11 Закона о ПОД/ФТ.

В частности, субъекты финансового мониторинга обязаны принимать меры, в соответствии с которыми оказываемые ими услуги не будут использованы другими лицами для целей совершения или оказания содействия в ОД и ФТ.

В этих целях субъекты финансового мониторинга должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, за соблюдение которых они несут ответственность.
Базовые требования к содержанию правил внутреннего контроля установлены Законом о ПОД/ФТ. Так, базовые правила внутреннего контроля СФМ должны включать в себя следующие пять программ:
1
Программу организации внутреннего контроля в целях ПОДФТ, включая требования, предъявляемые к ответственным работникам по ПОДФТ
2
Программу управления риском ОД/ФТ
3
Программу идентификации клиентов
4
Программу мониторинга и изучения операций клиентов
5
Программу подготовки и обучения сотрудников по вопросам ПОДФТ
По усмотрению субъекта финансового мониторинга правила внутреннего контроля могут содержать иные программы (например: программа хранения документов и т. д.).
Специалисты Академии комплаенс могут разработать правила внутреннего контроля для вашей организации. Наши ПВК соответствуют требованиям регулятора и проходят проверку без замечаний.
Более детальные требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОДФТ для крупных финансовых организаций (банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг) и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные товарищества) устанавливаются Агентством по регулированию и развитию финансового рынка.

Соответствующие требования для небанковских обменных пунктов и платежных организаций устанавливаются Национальным Банком совместно с КФМ.
Требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОДФТ для иных субъектов финансового мониторинга устанавливаются КФМ самостоятельно либо совместно с соответствующими уполномоченными органами.

1. Программа организации внутреннего контроля должна предусматривать определение работника или подразделения, ответственного за реализацию и соблюдение правил внутреннего контроля (ответственный работник), а также общие процедуры взаимодействия ответственного работника с органами (директор, правление, совет директоров и т.п.), подразделениями и (или) работниками субъекта финансового мониторинга.
2. Программа управления риском ОД/ФТ должна предусматривать, как правило, ежегодную оценку степени подверженности услуг субъекта финансового мониторинга рискам ОД/ФТ. Указанная оценка, должна, как правило, учитывать следующие категории рисков: риск по типу клиентов, страновой (географический) риск, риск услуги и (или) способа ее оказания. Результаты оценки рисков должны сопровождаться возможными мероприятиями, направленными на минимизацию выявленных рисков, включая изменение процедур идентификации и мониторинга операций клиентов и т. д.
3. Программа идентификации клиента должна предусматривать мероприятия по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений или разовой операции (сделки), а также получению и фиксированию иных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике. В зависимости от уровня риска клиента мероприятия по идентификации клиента, как правило, могут быть стандартными, упрощенными либо углубленными.
4. Программа мониторинга и изучения операций клиентов должна предусматривать мероприятия по обновлению и (или) получению дополнительных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентами операций, по изучению операций клиентов и выявлению пороговых, необычных и подозрительных операций, выявлению и замораживанию активов лиц, включенных в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма, а также по направлению сообщений в уполномоченный орган.
5. Программа подготовки и обучения сотрудников по вопросам ПОДФТ должна предусматривать тематики, периодичность, способы обучения работников, перечень подразделений (работников), подлежащих обучению, порядок и формы хранения результатов обучения и т.д. Обучение проводится с учётом требований, утвержденных КФМ.
Академия комплаенс предлагает учебные курсы по ПОДФТ. Наши курсы составлены экспертами в ПОДФТ, которые работают в финансовых организациях и АРРФР. Научим вас работать без штрафов.

Хранение документов
Требование по хранению документов предусмотрено статьей 11 Закона о ПОД/ФТ и заключается в обязанности субъектов финансового мониторинга хранить:

- результаты НПК (документы и сведения, содержащие данные об идентификации клиента, выявлении бенефициарного собственника, номер счета клиента и т. д.) - не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом (проведения разовой операции).

- записи об операциях клиента (документы и сведения, содержащие данные об операциях клиента, включая пороговые и подозрительные операции, результаты изучения необычных операций) - не менее пяти лет после совершения операции.

Документы и сведения, подлежащие хранению, должны содержать информацию, которая позволяет восстановить операции клиента, включая суммы и виды валют. Работники СФМ должны обеспечить сохранность и конфиденциальность полученной информации, правильное, полное фиксирование сведений о клиенте/его представителе, бенефициарном собственнике и об операции клиентов, и своевременное обновление сведений о клиенте/его представителе и бенефициарном собственнике в досье клиента и/или в автоматизированной системе СФМ.

4. Ответственность за нарушение законодательства по ПОДФТ
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за преступление ОД предусмотрена статьей 218 УК РК, за преступление ФТ – статьей 258 УК РК.

Видами основного наказания за преступления ОД являются штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, ограничение свободы, лишение свободы. Видами дополнительного наказания являются конфискация имущества, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Единственным видом наказания за преступления ФТ является лишение свободы с конфискацией имущества.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушение законодательства о ПОД/ФТ предусмотрена статьей 214 КРКоАП.
С 15 ноября 2020 года статьей 214 КРКоАП предусматривается ответственность за следующие административные правонарушения:

- нарушение законодательства о ПОДФТ в части в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов;

- непредоставление, несвоевременное предоставление информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, предусмотренных пунктами 3 и 5 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ (подозрительные операции);

- непредоставление, несвоевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу;

- непринятие СФМ мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников;

- нарушение законодательства о ПОДФТ в части принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом и (или) предоставления информации о мерах по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом;

- неисполнение обязанностей по отказу клиенту в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом и (или) предоставлению информации об отказах в установлении деловых отношений и проведении операций с деньгами и (или) иным имуществом;
- неисполнение программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной правилами внутреннего контроля;

- непредоставление, несвоевременное предоставление информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ (пороговые операции);

- неприостановление операций клиентов СФМ по решению уполномоченного органа по финансовому мониторингу;

- неисполнение обязанностей по разработке и принятию правил внутреннего контроля и программ его осуществления либо несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о ПОД/ФТ;

- извещение СФМ своих клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган по финансовому мониторингу информации;

- нарушения законодательства о ПОДФТ, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания;

- нарушения законодательства о ПОДФТ, совершенные три и более раза в течение года после наложения административного взыскания.
На сайте Агентства по регулированию и развитию финансового рынка размещается информация о штрафах, которые назначили СФМ за нарушение законодательства о ПОДФТ.
Видами административных взысканий за административные правонарушения в сфере ПОД/ФТ в зависимости от типа СФМ являются штраф, а также в определенных случаях приостановление действия либо лишение лицензии на определенный вид деятельности, временное лишение квалификационного аттестата (свидетельства) на срок до шести месяцев либо полное лишение, приостановление деятельности юридического лица на срок до трех месяцев. Размеры штрафов варьируются в зависимости от СФМ и отнесения их к тому или иному виду субъектов предпринимательства (малый, средний, крупный).

В зависимости от размера организации размер штрафов может составлять:
· 50, 150 или 200 МРП - за нарушения по частям первой и седьмой статьи 214 КРКоАП (связанные с нарушением требований по фиксированию, хранению и защите сведений и документов; неисполнением программы подготовки и обучения в соответствии с правилами внутреннего контроля);

· 80, 200 или 300 МРП – за нарушения по частям третьей, четвертой, шестой, восьмой статьи 214 КРКоАП (связанные с ненаправлением или несвоевременным направлением информации по запросам уполномоченного органа; непринятием мер по надлежащей проверке клиента; неисполнением обязанностей по отказу в установлении деловых отношений, проведении операций, а также по предоставлению информации об указанных отказах; ненаправлением или несвоевременным направлением сообщений о пороговых операциях);
· 140, 220 или 400 МРП – за нарушения по частям второй, пятой, девятой, одиннадцатой статьи 214 КРКоАП (связанные с ненаправлением или несвоевременным направлением сообщений о подозрительных операциях; нарушением требований по замораживанию операций и предоставлению информации о замораживании; неприостановлением операций по решению уполномоченного органа; извещением клиентов о предоставлении информации в уполномоченный орган);

· 130, 230 или 500 МРП – за нарушения по части десятой статьи 214 КРКоАП (связанные с неисполнением обязанностей по разработке и принятию правил внутреннего контроля либо несоответствие правил внутреннего контроля требования законодательства);
· 150, 250 или 600 МРП – за нарушения по части двенадцатой статьи 214 КРКоАП (нарушения, предусмотренные частями с первой по одиннадцатую статьи 214 КРКоАП и совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания);

· 300, 600 или 1200 МРП – за нарушения по части тринадцатой статьи 214 КРКоАП (нарушения, предусмотренные частями с первой по одиннадцатую статьи 214 КРКоАП и совершенные три и более раза в течение года после наложения административного взыскания)
Для физических лиц размер штрафов составляет:

· 20 МРП – за нарушения по частям первой, седьмой статьи 214 КРКоАП;

· 30 МРП – за нарушения по частям третьей, четвертой, шестой, восьмой статьи 214 КРКоАП;

· 50 МРП – за нарушения по частям второй, пятой, девятой, одиннадцатой статьи 214 КРКоАП;

· 80 МРП – за нарушения по части десятой статьи 214 КРКоАП;

· 100 МРП – за нарушения по части двенадцатой статьи 214 КРКоАП;

· 150 МРП – за нарушения по части тринадцатой статьи 214 КРКоАП.

Для должностных лиц СФМ размер штрафов составляет:

· 50 МРП – за нарушения по частям первой, седьмой статьи 214 КРКоАП;

· 80 МРП – за нарушения по частям третьей, четвертой, шестой, восьмой статьи 214 КРКоАП;

· 130 МРП – за нарушения по части десятой статьи 214 КРКоАП;

· 140 МРП – за нарушения по частям второй, пятой, девятой, одиннадцатой статьи 214 КРКоАП;

· 150 МРП – за нарушения по части двенадцатой статьи 214 КРКоАП;

· 300 МРП – за нарушения по части тринадцатой статьи 214 КРКоАП.
Для разных СФМ также могут применяться различные отраслевые виды ответственности. Например, в соответствии с Законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг» за нарушение законодательства по ПОД/ФТ к финансовым организациям могут применяться меры надзорного реагирования и санкции, вплоть до приостановления действия либо лишения лицензии. Аналогично, в соответствии с Законами Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности», «О платежах и платежных системах» к организациям, осуществляющим микрофинансовую деятельность, и платежным организациям могут применяться ограниченные меры воздействия, а также санкции в виде исключения из реестра.
Тестирование и сертификат
Пройдите тест (ниже) и получите сертификат по ПОДФТ от Академии комплаенс.
Тест состоит из 30 вопросов, время теста не ограничено.
Если вы ответите правильно на все вопросы - мы выдадим вам сертификат об успешном прохождении вводного курса по ПОДФТ. Это бесплатно.
Тест к вводному курсу по ПОДФТ
Мы проверим ваши ответы и свяжемся по номеру, который вы указали.
Какие из указанных преступлений являются предикатными по отношению к отмыванию денег в соответствии с законодательством Республики Казахстан?
Выберите наиболее правильное определение «Иностранного публичного должностного лица»?
Выберите из нижеуказанного наиболее верное определение «подозрительной операции»
Выберите из нижеуказанного наиболее верное опредление «бенефициарного собственника»
Какая из нижеперечисленных формулировок относится к понятию «предикатное преступление»
Членом какой региональной группы по типу ФАТФ является Казахстан?
Какой из указанных документов ФАТФ является обязательным для соблюдения всеми странами-членами ООН?
Для чего предназначена Группа Egmont?
Какие из перечисленных стран включены ФАТФ в «черный» список?
Какие меры НПК должны применяться к клиентам с высоким риском?
Что должны включать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ согласно законодательству?
Упрощенные меры НПК не допускаются если:
На какую сумму подлежат финансовому мониторингу подозрительные операции?
На какой срок подлежат хранению в СФМ документы, подтверждающие сведения по идентификации клиентов?
Вправе ли СФМ, предоставляющие сведения в уполномоченный орган, информировать клиентов и иных лиц, в отношении которых передается информация?
Что из указанного относится к основным обязанностям СФМ по ПОД/ФТ?
В какой срок должна быть отправлена информация пороговой операции в КФМ?
Что из нижеуказанного НЕ относится к содержанию программы мониторинга и изучения операций клиента СФМ?
Какой срок должен быть предусмотрен СФМ в программе управления риском ОД/ФТ для оценки степени подверженности услуг СФМ рискам ОД/ФТ?
В какой срок СФМ обязан принять меры по замораживанию активов лица, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма?
На какой период СФМ обязан заморозить активы лица, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма?
Для чего СФМ разрабатывает правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ и программы его осуществления?
В каких случаях СФМ осуществляет надлежащую проверку клиентов?
Какие сведения необходимо фиксировать для идентификациифизического лица, совершающего операцию с деньгами и (или) иным имуществом?
В каком случае СФМ не проводит операции и не устанавливает деловые отношения с клиентами?
Что обязан делать СФМ при проведении надлежащей проверки клиента?
Какие виды административных взысканий предусмотрены за неоднократное (три и более раза в течение года после наложения административного взыскания) нарушение СФМ законодательства о ПОД/ФТ?
Какие санкции согласно отраслевому законодательству могут быть применены к финансовым/микрофинансовым организации за нарушение требований законодательства о ПОД/ФТ?
Какая ответственность предусмотрена в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан за отмывание денег и финансирование терроризма?
Какие размеры штрафов предусмотрены для СФМ в зависимости от отнесения их к тому или иному виду субъектов предпринимательства (малый, средний, крупный) за нарушение законодательства о ПОДФТ в части принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом?
UCompliance - экономная автоматизация ПОДФТ и работа без штрафов
Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.
Telegram
WhatsApp
Mail
Phone
© 2021 Академия комплаенс
Контакты
Вы находитесь в режиме просмотра ознакомительного фрагмента сертификационной программы. Для получения доступа к сертификации, пожалуйста, заполните заявку или напишите нам
Made on
Tilda